ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ЕЛЬСКАЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
- Общие положения
1.1. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Образовательный процесс в государственном учреждении образования «Ельская вспомогательная школа-интернат» (далее – Школа-интернат) строится на основе принципов государственной политики в сфере специального образования, образовательных стандартов специального образования, педагогически обоснованном выбора форм, методов и средств обучения и воспитания, культурных традиций и ценностей белорусского народа, современных образовательных и информационных технологий.
1.2. Правила внутреннего распорядка для учащихся Школы – интерната (далее - Правила) разработаны с целью совершенствования организации образовательного процесса, укрепления дисциплины учащихся, рационального использования ими учебного времени, повышения качества образования.
1.3. Внутренний распорядок - это регламент (порядок) выполнения учащимися своих обязанностей в рамках образовательного процесса под руководством и контролем администрации и педагогического коллектива школы. Внутренний распорядок для учащихся в Школе-интернате регулируется настоящими Правилами и другими локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
1.4. Правила разработаны на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс) и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в сфере специального образования, а также Устава школы-интерната.
1.5. Учащимися Школы-интерната являются лица, зачисленные в установленном порядке для обучения, воспитания.
1.6. Данные Правила обязательны для исполнения всеми учащимися школы и их законными представителями. Руководство, педагогические и иные работники школы могут требовать, а учащиеся должны выполнять обязанности в соответствии с требованиями настоящих Правил.
1.7. Изменения и дополнения в Правила могут вноситься руководителем Школы-интерната по согласованию с профсоюзным комитетом в том случае, если они не противоречат действующему законодательству.
1.8. Правила вывешиваются на видном месте в фойе учреждения образования, а также размещаются на сайте Школы-интерната.
- Порядок приема учащихся
1.1. Комплектования школы осуществляется в установленном законодательством порядке.
1.2. Зачисление учащихся в Школу-интернат осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью
2. Порядок отчисления учащихся
2.1. Основанием для прекращения образовательных отношений (отчисления) является решение руководителя Школы-интерната об отчислении обучающегося, которое оформляется приказом об отчислении с указанием оснований для его отчисления.
2.2. Обучающиеся отчисляются в связи с получением образования; досрочно.
2.3. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования с несовершеннолетним обучающимся Школы-интерната допускается только с уведомления соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа
3. Меры социальной поддержки обучающихся
Мерами социальной поддержки обучающихся Школы-интерната являются:
3.1. бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
3.2. обеспечение комфортных условий для проживания;
3.3. обеспечение бесплатным питанием;
3.4. обеспечение средствами и предметами первой необходимости;
охрана здоровья;
4. Меры дисциплинарного взыскания и порядок применения мер дисциплинарного взыскания к обучающимся
4.1. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.
4.2. К обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; отчисление.
4.3. К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающиеся Школы-интерната, достигшие к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста семнадцати лет.
4.4. Меры дисциплинарного взыскания применяются после предварительного применения мер педагогического воздействия и их недостаточной эффективности.
4.5. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования. При выборе меры дисциплинарного взыскания учитывается тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося. Основания и ограничения применения мер дисциплинарного взыскания отражены в статье 128 Кодекса.
4.6. Поводами для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников учреждения образования.
4.7. Для применения дисциплинарного взыскания руководитель учреждения образования обязан уведомить одного из законных представителей несовершеннолетнего обучающегося о возможности привлечения этого несовершеннолетнего обучающегося к дисциплинарной ответственности, затребовать у обучающегося объяснение в письменной форме.
4.8. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.
5. Права обучающихся
Обучающиеся Школы-интерната имеют право на:
5.1. получение образования в соответствии с образовательными программами специального образования;
5.2. перевод в другое учреждение образования;
5.3. восстановление для получения образования в учреждении образования;
5.4. обучение по индивидуальному учебному плану, индивидуальной программе в случаях, предусмотренных Министерством образования Республики Беларусь;
5.5. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей психофизического развития;
5.6. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
5.7. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
5.8. бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений;
5.9. бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
5.10. обеспечение бесплатным местом для проживания;
5.11. каникулы;
5.12. бесплатное пользование библиотекой;
5.13. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
5.14.. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
5.15. участие в управлении учреждением образования;
5.16. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, инновационной деятельности;
5.17. участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству и др.
6. Обязанности обучающихся
Обучающиеся Школы-интерната обязаны:
6.1 добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ специального образования, программ воспитания;
6.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
6.3. выполнять требования учредительных документов Школы-интерната, данных Правил;
6.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
6.5. бережно относиться к имуществу Школы-интерната.
6.6. соблюдать традиции Школы-интерната;
6.7. выполнять правила безопасного поведения, санитарно-гигиенические требования;
6.8. подчиняться решениям педагогического Совета, Совета Школы-интерната и приказам директора, настоящим Правилам;
7. Обучающимся запрещено
В Школе-интернате обучающимся запрещается:
7.1. курить; приносить, иметь, передавать, использовать алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, табачные изделия, токсические и другие одурманивающие, наркотические, психотропные вещества и их аналоги и находиться под их воздействием в помещениях и на территории учреждения образования;
7.2. приносить в учреждение образования и иметь при себе опасные для жизни и здоровья предметы (оружие, боеприпасы, пиротехнические средства и др.);
7.3. использовать во время учебных занятий средства мобильной связи, не имеющие отношения к образовательному процессу;
7.4. использовать и распространять информацию, причиняющую вред здоровью и развитию;
7.5. пропускать занятия без уважительной причины;
7.6. покидать территорию Школы-интерната без разрешения педагогических работников.
8. Режим дня для обучающихся
8.1. Школа-интернат функционирует в круглосуточном режиме
8.2. Продолжительность основных компонентов режима дня в Школе-интернате должна соответствовать возрастным возможностям детей и особенностям состояния их здоровья.
8.2. Образовательный процесс при обучении на I, II и III ступенях специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью организуется в Школе-интернате в режиме, включающем пятидневную учебную неделю; воспитательные, спортивно-массовые мероприятия, досуговая деятельность, общественно-полезный труд предусмотрены для проведения с обучающимися в послеурочное время, а также выходные дни.
8.3. Учебные занятия в Школе-интернате осуществляются в одну смену. Образовательный процесс организован с 9.00
8.4. Для организации внеучебной деятельности обучающихся в Школе-интернате используются помещения общего назначения: библиотека, актовый, музыкальный и спортивный залы, помещения для занятий по интересам и другие.
8.5. Длительность занятий по интересам, организованных в Школе-интернате, определяется состоянием здоровья обучающихся и не превышает 45 минут для детей в возрасте от 6 до 10 лет, 1,5 часа –для детей в возрасте от 11 лет.
8.6. В Школе-интернате обучающиеся допускаются к общественно полезному труду с разрешения медицинских работников учреждения образования.
8.7. Длительность ночного сна для детей в возрасте от 6 до 10 лет должна составлять не менее 10 часов, для детей в возрасте от 11 до 14 лет – 9 часов, для детей в возрасте от 15 лет – 8,5 часов. Перед сном обучающийся обязан выполнить все гигиенические процедуры, одеть одежду для сна и спокойно лечь спать.
9. Меры по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса
Меры по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса Школы-интерната включают:
9.1. оказание медицинской помощи;
9.2. определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий (занятий), продолжительности каникул;
9.3. пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;
9.4. организацию оздоровления;
9.5. создание условий для занятий физической культурой и спортом;
9.6. профилактику и пресечение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ в здании и на территории учреждения образования.
10. Требования к одежде и внешнему виду обучающихся
10.1. В целях соблюдения эстетических и санитарных норм и правил на учебных занятиях, обучающиеся Школы-интернат должны соблюдать стиль в одежде, подразумевающий строгость, сдержанность в выборе ткани, цвета, покроя и аксессуаров.
10.2. Выбирая одежду, следует придерживаться основных требований: удобство, соответствие размеру и сезону.
10.3. Во внеурочное время – повседневная одежда, не сковывающая движений, соответствующая воздушно-тепловому режиму школьных помещений.
10.4. Для занятий физической культурой – спортивная форма, спортивная обувь.
11. Правила поведения обучающихся
11.1. во время проведения учебных занятий, перерывов между учебными занятиями
11.1.1. Обучающиеся Школы-интерната обязаны являться на учебное занятие не позднее, чем за 10 минут до звонка на первый урок, с выполненным домашним заданием, учебниками и учебными пособиями, тетрадями, другими материалами, необходимыми для учебного занятия;
11.1.2. занять свое рабочее место и приготовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему к учебному занятию;
11.1.3. встать в знак приветствия при входе педагогического работника в класс и сесть после ответа на приветствие и разрешения педагогического работника сесть;
11.1.4. на уроках обучающиеся обязаны старательно овладевать знаниями, умениями и навыками, выполнять указания педагогического работника по порядку осуществления учебной деятельности, соблюдать порядок и дисциплину, правила по безопасному выполнению работ, правила пожарной безопасности; не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать других обучающихся от учебных занятий посторонними разговорами.
11.1.5. при необходимости выхода из класса во время учебного занятия необходимо получить разрешение педагогического работника;
11.1.6. поднимать руку при необходимости задать вопрос или при ответе на вопрос педагогического работника;
11.1.7.записывать домашнее задание в дневник;
11.1.8. предъявлять для проверки тетрадь, дневник для выставления отметок и внесения замечаний;
11.1.9. пользование мобильными телефонами, плейерами и другими гаджетами во время учебного занятия допускается только под руководством педагогического работника в ситуациях, имеющих отношение к образовательному процессу;
11.1.10. обучающийся вправе покинуть класс после звонка после объявления педагогического работника об окончании учебного занятия;
11.1.11. при опоздании на учебное занятие по уважительной причине необходимо постучать в дверь, извиниться и с разрешения педагогического работника сесть за парту.
11.1.12. Во время перерывов между занятиями (перемен) и после их окончания обучающийся обязан навести порядок на своем рабочем месте.
11.1.13. Во время перерыва обучающимся запрещается:
самовольно открывать или закрывать окна;
облокачиваться о подоконники, свешиваться в открытые окна;
включать любые электроприборы;
толкать друг друга, применять физическую силу;
употреблять непристойные выражения и жесты.
11.2. в столовой
11.2.1. в столовой обучающиеся обязаны соблюдать правила личной гигиены, культуру питания, чистоту и порядок в помещении столовой;
11.2.2. посещение столовой разрешается в сопровождении педагогического работника;
11.2.3. во время посещения столовой обучающиеся должны:
вымыть руки перед приемом пищи;
не спешить, не разговаривать, не отвлекаться во время приема пищи;
сидеть прямо, соблюдать культуру питания;
унести посуду по завершении приема пищи;
убрать за собой мусор и спокойно покинуть обеденный зал.
11.2.4. во время пребывания в столовой обучающиеся неукоснительно выполняют требования дежурного педагогического работника, работника столовой.
11.3. во время самоподготовки
11.3.1. Порядок выполнения домашних заданий выбирается обучающимся по собственному усмотрению.
11.3.2. Во время самоподготовки обучающиеся:
качественно и добросовестно выполняют учебные задания в соответствии с требованиями учебной программы в отведенное для этого время, слушают объяснения воспитателя;
обращаются к воспитателю в случаях затруднения при выполнении домашнего задания;
осуществляют самоконтроль, представляют выполненное домашнее задания воспитателю;
соблюдают порядок на рабочем месте;
берегут имущество, учебники и учебные пособия, средства обучения.
11.4. на территории учреждения образования
11.4.1. На территории Школы-интерната обучающиеся должны соблюдать нормы техники безопасности, в том числе противопожарной безопасности; энерго- и ресурсосбережения;
11.4.2. соблюдать правила безопасности во время игр на спортивной площадке, во дворе, зонах отдыха; игры, занятия на спортивных снарядах проводятся в присутствии педагогического работника;
11.4.3. не разрешается самовольно устраивать катки, ледяные дорожки;
11.4.4. запрещается провоцировать драки и участвовать в них;
11.4.5. не разрешается самовольно покидать территорию школьного двора.
11.5. в общественных местах, во время экскурсий, посещения музеев и др.
11.5.1. К участию в культурно-массовых мероприятиях, проведению экскурсий, посещению социокультурных учреждений допускаются обучающиеся, ознакомленные с программой мероприятия и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Руководитель группы составляет и утверждает маршрутный лист, в которых указывается место проведения мероприятий, транспортные, временные и иные ресурсы, необходимые для его посещения.
11.5.2. Обучающиеся обязаны:
быть соответственно одеты, не иметь при себе предметов, которые создают опасность во время проведения экскурсии;
передвигаться только группами в сопровождении руководителя группы, слушать указания руководителя группы, быть внимательными при нахождении в общественных местах;
уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к памятникам истории и культуры;
своевременно информировать руководителя группы об ухудшении состояния здоровья или травмировании.
11.5.3. Правила поведения перед началом поездки:
спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;
не выходить навстречу приближающемуся автобусу;
по команде руководителя группы спокойно войти в салон автобуса после его полной остановки;
занять место для сидения, при этом первыми входят старшие дети, занимающие места в дальней от водителя части салона.
11.5.4. Правила поведения во время поездки в транспорте:
запрещается:
открывать окна, форточки и вентиляционные люки;
загромождать проходы в пассажирском салоне сумками, портфелями и т.п.;
отвлекать водителя во время движения разговорами;
после завершения поездки следует выходить из автобуса спокойно, не торопясь, после полной его остановки и с разрешения руководителя группы, при этом первыми выходят дети, занимающие места у выхода из салона.
12. Порядок выхода за территорию учреждения образования и поведение обучающихся во время выхода за территорию учреждения образования
12.1. Выход за территорию учреждения образования, освобождение обучающихся от учебных, коррекционных и иных обязательных занятий для участия в мероприятиях, установленных планом работы Школы-интерната, иных случаях допускается:
по письменному заявлению его законных представителей,
приказу директора Школы-интерната.
12.2. При выходе за территорию обучающиеся обязаны расписаться в «Журнале учета обучающихся, покинувших учреждение образования», пройти инструктаж по технике безопасности.
12.3. Ответственность за сопровождение, жизнь и здоровье, безопасность передвижения обучающихся вне территории Школы-интерната несут их законные представители.
12.4. Данные заявления о передвижении обучающихся во время выхода за территорию учреждения образования в течение определенного временного промежутка (учебный год) фиксируются педагогическим работником в Журнале сведений об обучающихся класса (группы) с указанием местонахождения обучающегося, фамилии, имени отчества, контактных данных ответственного за жизнь и здоровье обучающегося (законного представителя, руководителя секции, студии, кружка и т.д.).
12.5. Журнал сведений об обучающихся класса (группы), покинувших учреждение образования, разрабатываются учреждением образования.
13. Порядок пользования средствами обучения и воспитания, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной, научной базой учреждения образования
13.1. Обучающиеся обязаны:
13.1.1. бережно относиться к зданиям, сооружениям, оборудованию, транспортным средствам и иному имуществу учреждения образования, пользование которым должно осуществляться в соответствии с назначением имущества, требованиями к использованию средств обучения и воспитания, учебного и спортивного оборудования;
13.1.2. учебные занятия проводятся в кабинетах, где за каждым обучающимся закреплено определенное место;
13.2.1. обучающиеся обеспечивают сохранность печатных (учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, и т.п.), наглядных (плакаты, карты, таблицы и др.), демонстрационных (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные и др.) средств обучения;
13.2.2. учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.), тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.), учебную технику (компьютеры и др.) используют строго по назначению и под контролем педагогического работника;
13.3.на учебных занятиях в учебных мастерских обучающиеся:
13.3.1. одевают спецодежду (фартуки, нарукавники), индивидуальные защитные приспособления (специальные очки или маску для предохранения от разлетающихся осколков.);
13.3.2. все виды работ выполняют в соответствии с указаниями педагогического работника, требованиями инструкций по охране труда и технике безопасности;
13.3.3. сдают остатки материалов или незаконченные изделия по завершении занятия; раскладывают инструменты в правильном порядке, проверяют их перед сдачей педагогическому работнику;
13.3.4. к выполнению лабораторной или практической работы приступают только с разрешения педагогического работника, после изучения методики и требований по их безопасному выполнению;
13.3.5. во время демонстрационных опытов обучающиеся находятся на своих рабочих местах, по указанию педагогического работника могут пересесть на другое, более безопасное место;
13.3.6. запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе,
13.3.7. обо всех разлитых и рассыпанных реактивах обучающиеся сообщают учителю или лаборанту, запрещается самостоятельно убирать любые вещества;
13.3.8. не оставляют без присмотра включенные нагревательные приборы;
13.3.9. проводят уборку рабочих мест по окончании работы в соответствии с указаниями педагогического работника.
14. Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом
14.1. К учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» (далее – уроки физической культуры) допускаются обучающиеся, которые не имеют медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом; обучающиеся, освобожденные от уроков физической культуры, присутствуют на уроке с классом (группой).
14.2. На уроках физической культуры обучающиеся обязаны быть в спортивной форме и чистой спортивной обуви.
14.3. До начала урока физической культуры обучающиеся снимают часы, цепочки, серьги и другие металлические предметы. Ценные вещи передают учителю физической культуры.
14.4. Переодеваются обучающиеся в специально отведенном месте – спортивной раздевалке.
14.5. В спортивной раздевалке запрещается вставать на подоконники, открывать окна, вставать на скамейки, мусорить, грубо вести себя по отношению к другим обучающимся. В случае возникновения конфликтной ситуации, обучающиеся должны сообщить об этом учителю.
14.6. На уроках физической культуры обучающиеся обязаны:
бережно относиться к спортивному инвентарю, использовать его только по назначению; внимательно слушать и выполнять все команды учителя;
выполнять только те упражнения, которые разрешил выполнять учитель, не мешать другим обучающимся выполнять упражнения;
запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале и тренерской комнате;
во время выполнения упражнений с мячами (теннисный, волейбольный, баскетбольный, футбольный, набивной) обучающийся обязан контролировать падение мяча, чтобы избежать умышленного травмирования других обучающихся;
во время проведения спортивных игр обучающиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим игрокам;
запрещается выполнение любых упражнений на перекладине и шведских стенках без разрешения учителя;
при обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать об этом учителю;
в случае плохого самочувствия(своего или других учащихся) обучающийся должен незамедлительно сообщить об этом учителю, а также информировать учителя о травме или плохом самочувствии, которые проявились после урока.
В целях безопасного проведения занятий физической культурой и спортом необходимо прохождение инструктажа по вопросам безопасности занятий физической культурой и спортом, профилактики и предупреждения травматизма, оказания первой помощи при несчастных случаях.
14.7. Занятия физической культурой и спортом не допускаются в случаях:
отсутствия при проведении спортивных и спортивно-массовых мероприятий медицинского работника и специалиста в сфере физической культуры и спорта, при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий – специалиста в сфере физической культуры и спорта;
наличия сложных метеорологических условий;
неисправности физкультурно-спортивного сооружения, спортивного инвентаря и оборудования.
15. Организация свободного время обучающихся
15.1. Свободное время предполагает:
отдых, личное время, свободное общение со сверстниками и педагогическими работниками;
участие в мероприятиях, посещение занятий в объединениях по интересам;
участие в различных видах досуговой деятельности.
15.2. Организация свободного времени обучающихся в Школе-интернате осуществляется в соответствии с планами воспитательной работы, утвержденными директором учреждения образования, под обязательным контролем педагогических работников.