Родители и дети: как выйти из трудных ситуаций.
Способы вовлечения несовершеннолетних в наркопреступление
Проект Kids.pomogut.by направлен на предупреждение и противодействие эксплуатации детей в сети интернет.
Статья 159. Уголовного кодекса РБ Оставление в опасности
Статья 159. Уголовного кодекса РБ
Оставление в опасности
1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи –
наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, –
наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, –
наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.
План мероприятий
по профилактике полового насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними
на 2022/2023 учебный год
Цель: профилактика жестокости и насилия среди несовершеннолетних, соблюдение прав и интересов детей.
Задачи:
1. Способствовать созданию условий для воспитания личностной зрелости учащихся, их адекватного функционирования в среде;
2. Предотвратить факты жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними;
3. Формировать нетерпимое отношение к различным проявлениям насилия в отношении детей.
№ п\п |
Мероприятие |
Дата |
Ответственный |
Методическое, организационное и информационное обеспечение деятельности по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних. |
|||
1 |
Рассмотрение вопросов профилактики и предупреждения жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних на заседаниях Совета профилактики |
по мере необходимости |
СППС |
2 |
Правовое просвещение педагогов по вопросу предупреждения сексуального насилия над личностью среди учащихся |
по мере необходимости |
заместитель директора УВР |
3 |
Изучение методических рекомендаций для родителей и педагогических работников образовательных учреждений по вопросам профилактики и предупреждения жестокого обращения и сексуального насилия в отношении несовершеннолетних |
октябрь |
педагог социальный, классные руководители |
4 |
Освещение на официальном сайте учреждения образования вопросов профилактики жестокого обращения и сексуального насилия в отношении несовершеннолетних |
на протяжении года |
СППС |
5 |
Информирование участников образовательного процесса об учреждениях и телефонах для жертв домашнего насилия |
сентябрь |
СППС |
6 |
Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Формы жестокого обращения с детьми» (профилактика случаев жестокого обращения (насилия) в отношении несовершеннолетних) |
март |
заместитель директора УВР |
Меры по повышению эффективности профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних |
|||
1 |
Проведение воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение насилия, жестокого обращения с детьми, пропаганду здорового образа жизни |
на протяжении года |
СППС, кл. ру-ководители, воспитатели |
2 |
Участие в республиканской профилактической акции «Дом без насилия» |
по плану |
педагог социальный |
3 |
Организация выступления социального педагога на родительских собраниях по вопросам возрастных особенностей детей, взаимодействия с ними в кризисные и переходные периоды |
в течение года |
заместитель директора УВР |
4 |
Рассмотрение вопроса «Детство без насилия и жестокости» на родительском собрании в классах, группах |
декабрь |
Кл.руководители, воспитатели |
5 |
Изучение условий жизни и воспитания учащихся через посещение их на дому |
в течение года |
СППС, кл. ру-ководители, воспитатели |
6 |
Своевременное выявление семей, находящихся в социально опасном положении |
в течение года |
педагог социальный, воспитатели |
7 |
Привлечение детей, находящихся в социально опасном положении, к классным и общешкольным мероприятиям |
в течение года |
СППС, кл. ру-ководители, воспитатели |
8 |
Организация летнего отдыха и оздоровления детей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации |
июнь-август |
Зам. директора по УВР |
9 |
Взаимодействие с общественными организациями в вопросах пропаганды здорового образа жизни |
в течение года |
Зам. директора по УВР |
10 |
Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения |
в течение года |
педагог социальный |
11 |
Классные, воспит. часы: • «Как прекрасен этот мир» (коллективная беседа,2– 5кл.) • «Эстетика быта. Досуг семьи» (беседы о толерантности, 2– 5 кл.) • «Скажи жизни – да!» (6 – 9кл.), «Выбор за нами» (10 – 12кл) «Семья и семейные ценности» (6 – 9кл) «Досуг семьи» (10 – 12 кл) • «Здоровый образ жизни без последствий» (10 – 12 кл.) • «Ребенок и закон» (2 – 5кл), «Поступок и ответственность» (6 – 9 кл), «Права детей – забота государства» (10 – 12 кл), - «Всемирный день прав ребенка» (2–5кл); «Защита информации в современном мире. Правила поведения в интернет-пространстве» (6 – 9 кл); «Права и обязанности ребенка» (10 – 12 кл) и др. |
в течение года по плану воспитательной работы, планам работы кл.рук., воспитателей |
классные руководители, воспитатели |
12 |
Проведение цикла профилактических бесед с учащимися по пропаганде здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. |
в течение года |
Кл.руководители, воспитатели |
Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. |
|||
1 |
Выявление и учет семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации |
в течение года |
СППС, кл. руководители, воспитатели |
2 |
Консультирование с родителями по запросу |
в течение года |
СППС, кл. ру-ководители, воспитатели |
3 |
Проведение индивидуальных консультирований с учащимися оказавшимися в тяжелой жизненной ситуации (по необходимости) |
в течение года |
СППС, кл. руководители, воспитатели |
4 |
Распространение тематических буклетов о правах детей, по пропаганде ответственного родительства, профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми и др. |
в течение года |
СППС, кл. руководители, воспитатели |
5 |
Составление памятки «Жестокое обращение с ребенком и его последствия» с правилами обращения с детьми. |
октябрь |
СППС, кл. ру-ководители, воспитатели |
Профилактика
правонарушений и преступлений через информационные ресурсы
Ситуации, когда ребенку предоставляется неограниченный доступ к использованию сети Интернет, чреваты рядом правонарушений и преступлений. Единственным эффективным средством профилактики правонарушений и преступлений является планомерная работа родителей, законных представителей с ребенком.
Для детей от 7 до 10 лет
Оптимальной формой ознакомления ребенка в таком возрасте с сетью Интернет будет совместная работа с ребенком за компьютером.
Приучите детей:
- посещать только те сайты, которые Вы разрешили;
- советоваться с Вами, прежде чем совершить какие-либо новые действия, раскрыть личную информацию;
- сообщать Вам, если ребенка что-то встревожило либо было непонятно при посещении того либо иного сайта.
Запретите:
- скачивать файлы из Интернета без Вашего разрешения;
- общаться в Интернете с незнакомыми Вам людьми;
- использовать средства мгновенного обмена сообщениями без Вашего контроля.
Постоянно беседуйте с детьми на тему использования ими сети Интернет: о действиях, посещенных сайтах, возможных новых знакомых.
Для детей от 10 до 13 лет
В данном возрасте ребенок уже обладает определенными навыками и познаниями о работе в сети, не готов к постоянному личному контролю со стороны взрослых, однако все еще требует контроля.
Рекомендации:
*создайте ребенку на компьютере собственную учетную запись с ограниченными правами;
*используйте средства фильтрации нежелательного контента;
*напоминайте о конфиденциальности личной информации;
*приучайте ребенка спрашивать разрешение при скачивании файлов из Интернета, при скачивании и установке программного обеспечения;
*поощряйте желание детей сообщать Вам о том, что их тревожит или смущает в Интернете;
*настаивайте на том, чтобы ребенок позволял Вам знакомиться с содержимым его электронной почты, учетных записей в социальных сетях, перепиской в средствах мгновенного обмена сообщениями;
*расскажите об ответственности за недостойное поведение в сети Интернет.
На данном этапе могут активно использоваться программные средства родительского контроля, к которым можно отнести следующие инструменты: *услуга родительского контроля провайдера, оказывающего услугу доступа в сеть Интернет, позволяющая ограничить доступ к Интернет сайтам, содержащим нежелательный контент;
*функции родительского контроля, встроенные в операционную систему (ограничение времени работы компьютера, ограничение запуска программ, в том числе игр);
*функции родительского контроля, встроенные в некоторые антивирусы (например Kaspersky Internet Security, Norton Internet Security), позволяющие контролировать использование компьютера, запуск различных программ;
*специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения функций родительского контроля, например, КиберМама, KidsControl, TimeBoss и другие.
Подростки в возрасте 14-17 лет
- интересуйтесь, какими сайтами и программами пользуются Ваши дети;
- настаивайте на том, чтобы подросток не соглашался на встречу с друзьями из Интернета без Вашего ведома;
- напоминайте детям о необходимости обеспечения
- конфиденциальности личной информации;
- предостерегайте детей от использования сети для хулиганства либо совершения иных противоправных деяний, разъясните суть и ответственность за совершение преступлений против информационной безопасности;
- обсудите с ребенком возможные риски при осуществлении покупок в сети.
Цель профориентационной работы в школе:
обеспечение сознательного выбора профессии обучающимися школы-интерната на основе развития и формирования культуры профессионального самоопределения.
Задачи профориентационной работы:
- развитие и формирование профессиональной осведомлённости о мире профессии, уважительного отношения к профессиональной деятельности;
- развитие и формирование профессиональной направленности;
- развитие и формирование культуры профессионального самоопределения.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе-интернате:
1-5 классы:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- постепенное расширение представлений о мире профессионального труда
6-8 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- развитие представления о собственных интересах и возможностях;
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики
9-10 классы:
- групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе будущей профессии;
- профессиональное самопознание
11-12 классы:
- коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Работа с учащимися:
- внешкольные: экскурсии, фестивали, конференции, смотры и т.п.;
- школьные: педсовет, заседания (методических объединений, проблемных групп и т.п.), месячник профориентации, профориентационные игры, профессиональные пробы, смотры, ярмарки, конкурсы;
АЛГОРИТМ
информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования1.
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком. Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие– преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка2.
Психическое (эмоциональное) насилие– длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности3.
Указанные действия выражаются в однократномили хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие– вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.
Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего; отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью; неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
информация, поступившая от ребенка;
информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;информация, поступившая от работников учреждений образования;информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком,указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:
осуществляют изучение и анализ поступившей информации; в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально педагогическую поддержку в учреждении образования.
Алгоритм действия работников учреждения образования, здравохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних склонных к суицидальному поведению.
http://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/elsk-internat/library/Algoritm.pdf