Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Памяткі

Дата: 15 марта 2020 в 20:01, Обновлено 10 мая 2023 в 10:52

Суицидальные признаки и признаки депрессии у детей и подростков

Признаки депрессии у детей и подростков

Дети

Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Внешние проявления печали

Чувство усталости

Нарушения сна

Нарушение сна

Соматические жалобы

Соматические жалобы

Изменение аппетита или веса

Неусидчивость, беспокойство

Ухудшение успеваемости

Фиксация внимания на мелочах

Снижение интереса к обучению

Чрезмерная эмоциональность

Страх, неудачи

Замкнутость

Чувство неполноценности

Рассеянность внимания

Негативная самооценка

Агрессивное поведение

Чувство «заслуженной отвергнутости»

Непослушание

Низкая фрустрационная толерантность

Склонность к бунту

Чрезмерная самокритичность

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Сниженная социализация, замкнутость

Плохая успеваемость

Агрессивное поведение, отреагирование в действиях

Прогулы в школе

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

  1. Переживание обиды, одиночества, отчуждённости и непонимания.
  2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделённое чувство и ревность.
  3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  4. Чувства вины, стыда, оскорблённого самолюбия, самообвинения.
  5. Боязнь позора, насмешек, унижения.
  6. Страх наказания, нежелание извиниться.
  7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  8. Чувство мести, злобы, протеста; угроза и вымогательство.
  9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
  10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).

Индикаторы суицидального риска

1. Ситуационные индикаторы: смерть близкого или сверх значимого человека; сексуальное насилие; денежные долги; угроза физической расправы; получение тяжёлой инвалидности; неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти; нервное расстройство; шантаж; неразделённая любовь; ревность; систематические избиения; публичное унижение; коллективная травля; одиночество, тоска, усталость; религиозные мотивы; подражание кумиру.

2. Поведенческие индикаторы: злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем; эскейп-реакции; самоизоляция от других людей и жизни; резкое снижение повседневной активности; изменение привычек (несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью); выбор тем разговора или чтения, связанных со смертью и самоубийствами; частое прослушивание траурной и печальной музыки; «приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей, письма/записки к друзьям и родственникам, урегулирование конфликтов);любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющиеся от близких; склонность к неоправданно рискованным поступкам; посещение врача без очевидной необходимости; нарушения дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учёбе; расставание с дорогими вещами или деньгами; приобретение средств для совершения суицида.

3. Коммуникативные индикаторы: прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть», «Скоро всё это закончится»); шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни; уверения в беспомощности и зависимости от других; прощание; сообщение о конкретном плане суицида; самообвинения; двойственная оценка значимых событий; медленная, маловыразительная речь.

4. Когнитивные индикаторы: разрешающие установки относительно суицидального поведения; негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего; представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить; представление о мире как месте потерь и разочарований; представление о будущем как бесперспективном, безнадёжном; «туннельное видение»; наличие суицидальных мыслей; намерений; планов.

5. Эмоциональные индикаторы: амбивалентность по отношению к жизни; безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадёжность, беспомощность, отчаяние; переживание горя;

признаки депрессии:

а) приступы паники,

б) выраженная тревога;

в) сниженная способность к концентрации внимания и воли,

г) бессонница,

д) умеренное употребление алкоголя,

е) утрата способности испытывать удовольствие; несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность; вина или ощущение неудачи, поражения; чрезмерные опасения или страхи; чувство своей малозначимости, никчёмности, ненужности; рассеянность или растерянность.

Требуется различать и понимать:

  1. Временные депрессивные эпизоды, т.е. ситуационно сниженный эмоциональный фон, не есть проявления депрессии, не являются её признаками и не должны приводить к какому-либо из существующих видов депрессий.

  1. Депрессия всегда требует комплексной диагностики и лечения у врача психиатра и психотерапевта/психолога. Невролог не может устанавливать диагноз депрессия, не занимается лечением депрессии.

  1. Суицид и парасуицид – разные понятия. Суицид – это твёрдое намерение уйти из жизни, которое осуществляется продуманно и наверняка, ни с кем не обсуждается и зачастую, внешние эмоционально-поведенческие признаки о намерении человека покончить собой практически неуловимы. Парасуицид - это попытка смоделировать суицид без желания умереть,  это манипулятивное поведение, проявление личностной инфальтивности, крик о помощи и внутренней боли, оканчивается смертью редко (из-за неблагоприятного стечения обстоятельств), зачастую, приводит к инвалидности или надорванной психике.

  1. Селфхарм – это ни суицид, ни парасуицид. Это попытка человека справиться с внутренней болью, заглушить боль душевную – физической. Человек, занимающийся селфхармом, не имеет никаких намерений принести себе увечье несовместимое с жизнью, покончить жизнь самоубийством или сделать себя инвалидом. Формируется как ответная реакция на непереносимую для себя ситуацию, сильнейший раздражитель, далее становится привычным способом реагирования на любой малейший раздражитель. Требуется помощь психолога, как избавление от любого другого вида зависимостей.

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

 Жестокое обращение с детьми - это фактическое причинение им вреда через оскорбление, несправедливое наказание, побои, чрезмерные требования или запрещения чего-либо из «любви к ребенку». Оно включает в себя: физически жестокое обращение, убийство, вред вследствие неоказания помощи, дефицит необходимой защиты и заботы, вред психике, пренебрежение.

Представители различных теоретических ориентации указывают на патогенное влияние физического и психологического насилия, в том числе сексуальных домогательств, телесных наказаний, неадекватных родительских установок и манипуляторcтва, на личность и психику ребенка.

               

Общие признаки насилия над детьми:

- неумение сосредоточиться;

- проблемы с памятью;

- низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе;

- недоверие к взрослым;

- плохое настроение;

- необъяснимые приступы гнева, агрессия;

- постоянно испытываемые чувства стыда, страха, смущения, вины;

- депрессия;

- неспособность испытывать удовольствие от чего-либо;

- одиночество, отчужденность и др.

Основной фактор, который повышает риск возникновения насилия - это закрытость микросоциальной среды, в которой пребывает ребенок. Именно по этому признаку выделяются три сферы, в которых ребенок может быть подвергнут насилию:

1) внутрисемейное насилие;

2) насилие в учебно-воспитательных учреждениях с различной степенью закрытости (детские дома, школы-интернаты, кадетские корпуса, элитарные школы и др.), включая воспитательно-исправительные учреждения системы Федеральной службы исполнения наказаний;

3) насилие с использованием психолого-педагогических технологий (детские кружки, секции, скаутские и спортивные организации и др.).

 

Существуют особенности эмоциональных реакций детей, по которым можно заподозрить физическое насилие:

- тревожность;

- боязнь встречаться с родителями;

- опасения ребёнка относительно надёжности защитников, которые после беседы с родителями могут встать на их сторону, понимая, что наказания и побои ребёнок действительно заслужил.

Физическое насилие - это любая физическая травма, причиной которой может быть избиение, удары, укусы, ожоги или любой другой физический вред, причиненный ребенку. Травма может быть преднамеренной и непреднамеренной, а также следствием чрезмерных дисциплинарных требований или наказания. Физическое насилие - жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию (причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка, а также ситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства). Жестокость и интенсивность насильственного поведения оценивается в зависимости от возраста и чувствительности ребенка, а также от отношений между взрослым и ребенком.

Признаки физического насилия:

- синяки или поломанные кости;

- отпечатки предметов предмета;

- синяк или порез, которому нет объяснений;

- залысина;

- боязнь взрослых, особенно родителей и постоянно работающих (группа, класс) педагогов;

- агрессия;

- боязнь физического контакта, такого как рукопожатие, объятия, любого прикосновения.

Маркеры физического насилия:

- синяки, укусы, ожоги, рубцы «неслучайного» происхождения;

- следы удушья;

- не имеющие четкого объяснения со стороны родителей повреждения,

 включая переломы;

- низкая самооценка;

- боязнь идти домой;

- ношение одежды, скрывающей синяки;

- обвинение себя в провоцировании насильника;

- ребенок напуган, сердит или печален;

- считает удары и избиение заведенным в семье порядком;

- волнение и страх при громких, возбужденных голосах взрослых и др. 

Сексуальное насилие - это ласки и другие прикосновения к гениталиям ребенка, инцест, изнасилование, эксплуатация ребенка в проституции и порнографии, эксгибиционизм, содомия. Сексуальное насилие является наименее открытым видом насилия, потому что взрослые, как правило, через стыд, что может чувствовать ребенок, побуждают его к секретности и молчанию. Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечение ребенка в сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией. При этом насильник злоупотребляет доверием ребенка и использует свои властные возможности. Наиболее частые формы сексуальных злоупотреблений: словесные приставания; «сексуальные прикосновения»; оральные, вагинальные и анальные изнасилования. Ребенок не всегда осознает значение злоупотребления (и ему не обязательно будет нанесен физический вред), поэтому он может бездумно согласиться на предлагаемые ему действия.

Признаки сексуального насилия:

- секретность;

- чрезмерная заинтересованность или осведомленность в сексуальной теме и предметах, с ней связанных;

- чрезмерное проявление внимания ко всему, что связано с сексуальной темой;

- опасения определенного человека или члена семьи;

- чрезмерная податливость;

- агрессия;

- боль при мочеиспускании;

- осложнения при ходьбе или сидении;

- недержание мочи;

- анальный или вагинальный зуд, сыпь, синяки, кровотечения, боль.

Маркеры сексуального насилия:

- не соответствующие возрасту знания в области сексуальных отношений;

- синяки, зуд, кровь в области половых органов;

- трудности при ходьбе и сидении;

- мастурбация;

- внезапные изменения в поведении ребенка;

- появление соблазняющей манеры поведения;

- отсутствие аппетита или переедание;

- расстройство сна, ночные кошмары;

- ненависть к своему телу;

- излишняя уступчивость по отношению к взрослым;

- глубокая депрессия с частыми суицидальными попытками или мыслями;

- нежелание идти домой, побеги из дома;

- склонность к правонарушениям, прогулы в школе;

- злоупотребление наркотиками и алкоголем;

- беспорядочные половые связи;

- венерические заболевания;

- беременность и др.

Запущенность (пренебрежение) бывает педагогическая, эмоциональная, медицинская. Наиболее целесообразно остановиться на физической запущенности. Физической запущенностью является неудовлетворенность основных физических потребностей ребенка в пище, одежде, гигиене, жилье. Пренебрежение потребностями ребенка (запущенность ребенка) означает, что не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении, оставление детей без присмотра. Пренебрежение - это отсутствие таких необходимых компонентов нормального развития ребенка, как уход, содержание (питание, обеспечение одеждой и т. д.), забота о здоровье, защита, контроль и требовательность родителей, педагогов, опекунов. Понятие «здоровье ребенка» следует рассматривать в данном контексте очень широко: это и физическое развитие в соответствии с возрастом, и душевное здоровье, и социальная зрелость. Важно обратить внимание на то обстоятельство, что отсутствие требовательности и контроля со стороны родителей, педагогов, опекунов оценивается не только как пренебрежение, но и как жестокое обращение.

Признаки физической запущенности:

- грязная и поврежденная одежда, неподходящяя к сезону;

- бессонница;

- несоблюдение гигиенических норм;

- медицинские проблемы, которые не поддаются лечению;

- сокрытие или кража пищи;

- отсутствие или низкий уровень социальных навыков;

- безнадзорность;

- неспособность к обучению, несоответствие умственных способностей возрастным нормам.

Маркеры пренебрежительного отношения к детям:

- дети голодные, грязные, неприятно пахнущие;

- отставание в физическом развитии;

- расстройства речи, маленький запас слов;

- ребенок пассивный, напуганный, подавленный;

- с трудом отвечает на проявление внимания, доброты, похвалу;

- характерны покачивания тела, сосание пальцев, покусывания;

- часто отсутствует в школе;

- носит одежду не по сезону, грязную, оборванную;

- низкая самооценка ("Я - нехороший. Я ничего не заслуживаю и никогда не буду заслуживать");

- чувство ненужности и др.

Эмоциональное насилие - вербальное или психологическое насилие, интеллектуальная травма. Эмоциональное насилие можно определить как действия или халатное отношение родителей/опекунов, педагогов, которые повлекли или могли повлечь серьезные эмоциональные или интеллектуальные нарушения (его причиной может также стать чрезмерное наказания или его необычные виды). Дети, ставшие жертвами сексуального или физического насилия, преимущественно испытали и эмоциональное насилие. Психологическое (эмоциональное) насилие - ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляются чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту или особенностям, которые ребенок не в состоянии выполнить. Психологическое насилие, или эмоционально жестокое обращение, - поведение, вызывающее у детей страх; заниженные или завышенные требования, свидетельствующие о непризнании ребенка родителями/педагогами и препятствующие построению им представлений о собственной ценности.

Сюда же относятся: душевная жесткость; психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), а также некоторые запреты чего-либо, якобы оправданные любовью; гиперопека и чрезмерная забота, которые могут вызвать чувства беспомощности, бесполезности и абсолютной зависимости ребенка от родителей/педагогов. Принуждение «из любви» и невнимание к детским потребностям также являются насилием. Насилие над душой относится к такой форме насилия, которую трудно узнать и воспринять. Оно делает ребенка неуверенным, заставляет держаться особняком, вгоняет в депрессию и печаль или же делает агрессивным и способным к ответному насилию. Если ребенок в прямом или переносном смысле «остается один», если к нему долгое время не проявляется внимание и нежность, у него появляется связанная с этим эмоциональная незащищенность, а это и есть насилие над душой ребенка. Сигналами такого насилия являются: боязливость, запуганность, покорность, апатия, депрессия, пассивность, отставание взросления, тревожность, беспомощность, некоммуникабельность. Дети, подвергающиеся психологическому насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, часто имеют низкую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности. Психологическое насилие часто выступает в сочетании с другими видами насилия.

Признаки эмоционального насилия:

- отставание по сравнению со сверстниками в физическом и социальном развитии;

- нарушение речи, сна, приема пищи;

- систематическое повторение действий, в частности - раскачивание, сосание пальцев, кусание;

- отсутствие сосредоточения и внимания;

- отсутствие интереса или эмоций;

- депрессия или отдаленность;

- агрессия.

Маркеры психологического насилия:

- низкая самооценка, ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным, никчемным;

- ребенок считает, что родители унижают, критикуют его, угрожают бросить;

- ребенок печален и расстроен;

- ожидает физического насилия;

- задержка речевого развития и восприятия;

- неумение мыслить логически, решить поставленную задачу, отыскать причину и следствие;

- неуважение и недоверие к взрослым;

- агрессия в отношениях со сверстниками;

- демонстрация псевдозрелости и псевдонезависимости как защиты;

- суицидальные попытки;

- неверие в искренность оказываемой ему поддержки;

- не может внутренне почувствовать успех, считает себя не заслужившим его и др.

Проблемы, с которыми сталкиваются дети, подвергшиеся насилию и запущенности

Независимо от возраста дети, пострадавшие от любого вида насилия, как правило, в дальнейшем могут иметь следующие проблемы:

- Отсутствие способности к обучению.

- Нежелание ходить в школу.

- Склонность к совершению преступлений, жестокое обращение.

- Проституция.

- Инфекции, передающиеся половым путем.

- Подростковая беременность.

- Употребление алкоголя или наркотиков.

- Посттравматические стрессовые расстройства.

- Депрессия или низкая самооценка.

- Дефекты речи.

- Повреждения головного мозга.

- Склонность к самоубийству.

Насилие в семье

Семья – первый социальный институт для ребёнка. Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности. Но зачастую, именно семья оказывается самым опасным местом для несовершеннолетнего.

Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей. Также, насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребёнка. Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же.

Основные причины семейного насилия:

- подобный опыт в жизни супругов (модель, стереотип поведения родителей);

- личный опыт в виде подавления в детстве, авторитетного стиля воспитания со стороны матери (в будущем отражается насилием над женщинами, как попытка разорвать связь с матерью);

- влияние социально-экономической неблагоприятной обстановки, безработица, низкое социальное положение;

- неудовлетворённость собой и жизнью;

- психопатологии;

- девиации и аддикции;

- страх;

- неадекватное самоутверждение и достижение власти, вызванные низкой самооценкой и низким самоуважением;

- нежеланный ребёнок в семье.

Причина домашнего насилия кроется в психике родителя. У любой агрессии, у насилия любого вида всегда есть свой субъективный мотив, который, как правило, самим агрессором не осознаётся или вытесняется, отрицается. Иногда, как исключение, насилие в семье – это попытка стабилизировать состояние семьи как целостной системы, например, при борьбе за порядок или власть.

Насилие над детьми как психотравма, обладает рядом особенностей:

- дети не всегда осознают суть происходящего;

- могут осознавать суть происходящего, но не осознают истинные последствия насилия для их физического и психического здоровья;

- травмирующий опыт детства может забыться, но стать актуальным во взрослой жизни;

- о насилии дети чаще рассказывают сверстникам или вообще не рассказывают никому.

По проявлениям, насилие бывает прямым и косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. Как правило, насилие сопровождается запугиванием, а также страхом и привыканием самой жертвы к насилию.

Общие признаки насилия в семье:

- неумение ребёнка сосредоточиться;

- нарушение памяти;

- ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;

- пессимизм;

- недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;

- приступы гнева или агрессии;

- хроническое чувство страха, стыда, вины;

- отстранённость от социума;

- ангедония (утрата способности получать удовольствие от тех видов деятельности, которые, как правило ранее, доставляли радость и приносили положительные эмоции. Физического отстранения от происходящих событий и полной безучастности к ним – не наблюдается).

Сексуальное насилие, пережитое в детстве, во взрослой жизни проявляется:

- психосоматическими заболеваниями;

- непринятием своего тела;

- зависимым поведением;

- проблемами в сексуальных отношениях;

- повторным насилием (мужчины, подвергшиеся насилию, сами совершают его; женщины, подвергшиеся насилию, снова оказываются в роли жертвы).

По мере взросления ребёнка также может отмечаться ответное насилие, потеря чувства самоуважения, психические расстройства и попытки суицида.

Любое насилие из детства во взрослой жизни обнаруживается такими маркерами, как:

- нарушения Я-концепции;

- чувство вины;

- депрессия;

- сексуальные дисфункции;

- проблемы в межличностных отношениях.

Нарушение физических и психических границ человека в результате насилия влияет на его всю дальнейшую жизнь, на всё поведение человека. Пережитый опыт воспроизводится снова и снова.

В семье выделяются три сферы насилия: родителей над детьми, взрослых над взрослыми, кого-либо из членов семьи над стариками.

Каждая из них – опасна для ребёнка.

Когда насилию подвергается не непосредственно ребёнок, а, например, мать, то у ребёнка возможны: психоэмоциональные и психосоматические расстройства, школьная дезадаптация, проблемы в социальной адаптации.

Семьи с насилием всегда относятся к группе риска, т.к. данная атмосфера не подходит и опасна для воспитания ребёнка, становления личности. Выросшие в насилии, как правило, позже сами становятся если не агрессорами, то жертвой.

Диагностические реакции в процессе беседы с детьми, как признаки или последствия насилия в семье:

- хроническая повышенная тревожность;

- нежелание и страх перед встречей с родителями;

- твёрдая убеждённость ребёнка в необходимости и оправданности наказаний;

- страх, что социальные работники встанут на сторону родителей после беседы и выяснят, наказания обусловлены только поведением самого ребёнка;

- плач и страх наказания при любой малейшей неудаче;

- склонность к дракам или общение со сверстниками через крик и слёзы, манипулятивность сверстниками и взрослыми;

- вздрагивание при малейшем движении руки находящегося рядом человека.

В случаях, когда ребёнок придумывает рассказ о насилии, фантазирует о конфликтах со сверстниками, окружающими или в семье, с целью удовлетворить свою дополнительную потребность во внимании и сочувствии, - эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка противоречат содержанию его рассказа. Не отмечается страха перед родителями и иных признаков и последствий насилия, но наличествует выраженное удовольствие ребёнка от того, что его слушают, вовлечены в рассказ.

Устранение насилия всегда требует комплексной работы психолога и педагогов с родителями и детьми.

Наиболее эффективными методами являются психотерапия, индивидуальные и групповые консультации, тренинги.

Насилие – всегда стрессовая ситуация.

Работа с выявленным насилием должна быть направлена на устранение психотравмы и посттравматического стрессового расстройства.

Лучший метод – психотерапия.

Основные направления профилактики насилия в семье – просвещение и информирование. Они должны проводиться в отношении детей, родителей, работников детских учреждений и в целом, всех граждан.

Важно понимать и озвучивать:

- о том, что такое насилие;

- виды насилия;

- что делать, если вы стали свидетелем или жертвой насилия;

- какова ответственность за насилие;

- куда можно сообщить о насилии (организации, телефоны).

В контексте «как не стать жертвой насилия» не стоит строить профилактическую работу ни с детьми, ни со взрослыми. Просветительская установка в таком русле не даёт ничего, кроме как установки на самообвинение, сформированности убеждения в собственной неспособности дать отпор агрессору, стыда за себя, своё поведение.

Наслушавшись и начитавшись памяток, инструкций и руководств, обозначенных как «Как не стать жертвой насилия», в случае, когда с человеком случилась беда и по отношению к нему было применено какого-либо рода насилие, он склонен не оценивать свои объективные возможности по отпору или предупреждению насилия, но вспоминать и постоянно «прокручивать» в голове, как можно было не стать жертвой насилия.

Данный уход от реальности приводит к усугублению психической травмы и перехода её в хроническую. С такими эмоционально-поведенческими особенностями, как попытки тотального контроля вся и всего, недоверие миру и всем/всему в нём, исключение себя из социума, сложности в межличностных отношениях как с близкими, так и коллегами, сокурсниками, одноклассниками и пр.

Последствия жестокого обращения и неудовлетворения потребностей детей в соответствии с их возрастными особенностями

Ранний возраст

Младенцы не реагируют на разлуку с родителями, не обнаруживают признаков страха перед незнакомыми людьми, не способны различать людей, значимых для них, и незнакомых, часто пассивны, апатичны, не реагируют на окружающих. Они не смотрят в глаза, не проявляют эмоций, когда с ними кто-то разговаривает, не в состоянии привлекать и удерживать внимание взрослых невербальными средствами; могут раскачиваться, биться головой о стену и т.п.; постоянно плачут или не плачут вообще.

Дети раннего возраста часто не могут сформировать привязанность к своим основным воспитателей (родителей) или имеют неустойчивую привязанность, характеризующуюся ощущением тревоги, плаксивостью. Они часто не в состоянии формировать игровые навыки, отказываются от участия в игре, что может повлиять на формирование их отношений с другими детьми. Они могут становиться агрессивными и наносить вред другим детям, часто считают себя «плохими».

Дошкольный возраст

Физическое развитие: недостаточный для возраста рост, слабый мышечный тонус, плохая координация движений, неуклюжая походка; болезненность (особенно заболевания верхних дыхательных путей), расстройства желудочно-кишечного тракта, отсутствие интереса к подвижным играм.

 Когнитивное развитие: ребенок не говорит, или речь недостаточно развита и непонятная для окружающих; слабая артикуляция или использование слов; трудности в концентрации внимания, отсутствие интересов к окружающим предметам, неспособность сосредоточиться.

Социальное развитие: неустойчивые привязанности или их отсутствие; неразборчивость в отношениях, навязчивость, легкомыслие, недостаточное или достаточно бурное реагирование на разлуку с родителями (иными воспитателями), эмоциональное отстранение, изолированность или отчужденность от взрослых и сверстников, социальная незрелость в отношениях со сверстниками (неумение взаимодействовать с другими детьми во время игры, делиться, делать что-то по очереди или договариваться о чем-то, повышенная агрессивность, стремление командовать сверстниками или конкурировать с ними), отсутствие навыков и интереса к участию в играх, требующих представления и фантазии, воздержание от любой деятельности, связанной с экспериментированием и исследованиями окружающей среды.

 Эмоциональное развитие: частое чувство страхов, нередко беспричинное или из-за незначительных причин, душевная неуравновешенность; признаки заниженной самооценки и неуверенности в своих силах, плохой контроль над своими импульсами, почти отсутствие эмоций, пассивность и отстранение, отсутствие проявлений «здоровой» инициативы, эмоциональное отчуждение, признаки эмоциональных расстройств вроде тревожности, депрессивного состояния, эмоциональной нестабильности; вероятность энуреза, сосание большого пальца.

Младший школьный возраст

Дети не ожидают (не ищут) помощи взрослых, пытаются своими действиями и словами доказать, что они в состоянии самостоятельно о себе позаботиться (что фактически защитной реакцией, вызванной недоверием к взрослым), иногда не реагируют на похвальбу и позитивное внимание, дети пытаются оправдать ожидания взрослых и берут на себя их обязательства.

У них возникают проблемы в общении со сверстниками (чувствуют себя неполноценными и не стоящими общения с другими, могут иметь низкую самооценку, остро реагируют на восприятие их сверстниками, могут испытывать стыд и растерянности, если им кажется, что они не оправдывают ожидания сверстников); могут пытаться контролировать и эксплуатировать других детей, командовать ими или запугивать.

У таких детей могут возникать трудности в обучении, их пугает школьная среда, в которой необходимо выполнять многочисленные правила, часто не способны сконцентрироваться на выполнении задач, для них характерны частые эмоциональные всплески, неспособность спокойно работать на уроках. Они склонны к асоциальным проявлениям - бьют других детей, употребляют ненормативную лексику, повреждают вещи, говорят неправду, воруют и т.д.

Подростковый возраст

Уровень эмоционального развития не соответствует физическому (эмоционально ребенок проявляет высокий уровень осведомленности о половых отношений и готовность к ним при физической незрелости, плохо понимает себя и окружающих и не может описать, чем отличается от других людей).

Ребенок стесняется своего тела, одевается не по размеру или обстоятельств - или в слишком большую, которой пытается прикрыть свои части тела, или в слишком откровенную одежду.

Как правило, самооценка является заниженной или завышенной (подростки, которые в результате насилия имели травмы, после которых остались шрамы или увечье, в подавляющем большинстве имеют низкую самооценку, из-за чего нередко преувеличивают значимость взрослого человека). Иногда ребенок не идентифицирует себя со своими сверстниками, хотя и не испытывает доверительного отношения к взрослым, является замкнутым.

Факт полового созревания воспринимается (особенно девочками) как следствие вызванным ранее физическим вредом.

 О наличии серьезных психологических проблем свидетельствуют возникновения расстройств желудка, в частности такие заболевания как анорексия и булемия.

Свидетельством сексуального насилия над ребенком может быть его восприятие себя как «испорченного» человека, в результате чего он имеет сильное чувство стыда и вины, негативное отношение к собственному телу. У него отсутствует самоуважение. Он проявляет недоверие к другим, боится лиц противоположного пола и физических контактов, подобных объятиям или прикосновениям.

Как защитная реакция на подобную ситуацию в семейном окружении для ребенка становится характерным проблемное поведение: он нерегулярно посещает школу, нарушает дисциплину, бывает чрезмерно агрессивным, безосновательно критикует родителей и близкое окружение.

Классификация видов агрессии

Разделение по направленности на объект

Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.

Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания

Разделение по причине появления

Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.)

Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)

Разделение по целенаправленности

Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

Разделение по открытости проявлений

Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Разделение по форме проявлений

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику

Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику

Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику

Формы  агрессивного поведения детей и подростков

Социализированная

Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: "Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают". Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.

Несоциализированная

Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

Возрастные различия в проявлении детской агрессии

Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов.

Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: "Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись - бей всех подряд".

В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.

Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности, наркомании, разврате и пр., стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается девочкам.

Нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки.

Интересный факт: наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.

На что обратить особое внимание?

Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, - учителей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учитывать всем профессионалам, к которым родители приводят своих детей, не имея уже возможности с ними справиться. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до более молодых ребят - проявлять свою агрессию среди них безопасно.

Детская агрессивность и ее причины

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

 

Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

Особенности агрессивного поведения детей и подростков

Особенности агрессии детской и подростковой агрессии заключены в том, что:

1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Агрессия часто возникает без реального повода.

Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов - в основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и действия опасными и/или недостойными и затормаживают, подавляют их, со всеми вытекающими неприятными последствиями.

Почему-то большинство воспитателей считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению в группе (классе) обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенка. В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

Предвижу возмущенные возгласы многих педагогов и родителей: "Так что ж, давать им спокойно избивать друг друга?" Отвечаю: "Какие реакции помимо этой, могут возникать на агрессию? Какими вариантами реагирования на агрессию, кроме как либо давить, либо распускать вы владеете ещё?"

Что касается родителей, то очень часто требования вести себя тихо, не шуметь и не прыгать, отражает не заботу о ребенке, а только их собственные проблемы: усталость, повышенную нервозность и тревогу, которые усиливаются под действием детского гама и суматохи, как и неудобность ребёнка в целом. Его неудобная или неуместная в данный момент для взрослых живость, подвижность, активность.

И в таких случаях, любому родителю, как и педагогу, лучше честно признаться в этом прежде перед самим собой. А потом, в прямой и доступной форме донести свои требования до ребенка ("дай мне немного времени отдохнуть после работы", "у бабушки болит голова, она приняла лекарство, как только ей станет легче, ты сможешь быть более громким" и т. п.), а не рационализировать и оправдывать себя, свои требования к ребёнку, под маской беспокойства о ребенке. Что совершенно правомерно вызывает ответную детскую агрессию, как попытка криком, плачем, своим грубым поведением высказать свое несогласие с требованиями взрослых.

Формирование детской агрессивности

В первые годы своей жизни ребенок всецело зависит от родителей, особенно от матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения.

Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей.

Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее - замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.

Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу.

Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

- совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

- восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном - с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.

Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии.

Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом.

Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется (становится частью психики человека, по 3. Фрейду - это формирование Супер-Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

У многих людей, особенно агрессивных по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется неважно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому когда путы страха сбрасываются (ослабление власти, смута, пребывание в толпе), а внутреннего контроля - совести - нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит. И не нужно удивляться поведению наших юных футбольных и хоккейных фанатов после неудачных выступлений их любимых команд.

Развитие внутреннего контроля у детей и подростков идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей мы добиваемся одобрения своего поведения. А "исправляя ошибки" после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, зато, когда видят его со стороны - сразу же напрягаются и реагируют очень бурно.

В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

В подростковом возрасте дети, как известно, стараются избавиться от зависимости от родителей и вести себя максимально самостоятельно. В своем поведении они идентифицируются уже не с отцом или матерью, а с другими значимыми для них людьми - старшими друзьями, авторитетными педагогами, киногероями и пр. И здесь агрессивный ребенок ведет себя не так, как более спокойные дети: он противостоит родителям гораздо больше. Эти ребята чаще и лучше общаются со сверстниками, даже с малознакомыми мужчинами, чем с отцами, к которым стараются не обращаться за помощью без особой необходимости. А если жизнь заставляет прибегнуть к родительской поддержке, то это вызывает у них раздражение и неудовольствие.

Чего добиваются дети и особенно подростки своей агрессивностью? Они хотят, чтобы от них отстали, и, в конце концов, получают свое: от них не ждут больших достижений и реже требуют выполнения обязанностей.

Имея двоих или более детей, замученная мать нередко взваливает больше дел на менее агрессивного ребенка (он называется "послушным"), вызывая у того чувство неудовольствия и комплекс неполноценности, но так ей поступить легче.

Более агрессивного ребенка оставляют в покое и дают ему больше свободы.

Однако и агрессивные дети платят за это свою цену: они хуже социализируются, поскольку не усваивают опыт взрослых и не участвуют в разных способствующих взрослению делах.

У агрессивного ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг: агрессивное поведение – усиление контроля со стороны взрослых – усиление враждебности и конфликтности – ослабление самоконтроля – агрессивное поведение.

На что опираться, исходя из выше обозначенного?

Не воспитывайте детей – воспитывайте себя. В том числе, прежде, исследуйте свои собственные отношения с агрессией, научитесь быть в мире с собой. Стройте взаимоотношения не на основе страха, унижения, подозрений и диктата, но на основе уважения и доверия. Впрочем, как можно другого научить тому, чем не владеешь сам?..

Золотое правило этики звучит так: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Кто сказал, что семья – исключение?

Какие времена бы не наступили, какой бы век не начался, как бы ни менялись эпохи, правители, моды, веяния, как бы ни был стремителен и изменчив информационный поток, какая бы новая техника и игры не приходили на смену старым, неизменно одно: любой человек берет начало своё в семье, закладывается и начинается в ней.

Любой из нас сформирован в той среде и той средой (ближайшим окружением), в которой ему довелось родиться. И зародится в нем личность, в первую очередь зависит от поведенческих примеров родителей, от взаимоотношений родителей с миром. Зависит от тех личностных качеств, которые родители демонстрируют появившемуся на свет Человеку. Человеку, для которого весь этот мир умещается в маме и папе. Человеку, для которого мама и папа служат отражением всего этого мира. Включая и его самого.

Обнаружение своего мира. Становление своего мира. Посредством родителей.

Далее, посредством каждого из нас.

Война с ним, борьба за выживание, непереносимая боль быть живым или интерес к жизни, радость быть живым, возможность мирных и конструктивных отношений, проявления себя не агрессором.

Характеристика психологических особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью

Махиянова С.Е.,

педагог-психолог

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.