Нормативно-правовая основа ПУ
пришкольного участка государственного учреждения образования “Ельская вспомогательная школа-интернат”
- Кодекс Республики Беларусь об образовании;
- Устав школы;
- Положение об учебно-опытном участке.
Назначение пришкольного участка.
Функционирование пришкольного участка учреждения образования позволяет решать комплекс образовательных задач:
Учебные:
- совершенствование знаний учащихся по естествознанию, биологии, экологии, технологии (биологические особенности различных растений, представления о главных сельскохозяйственных растениях, их разновидностях и сортах);
- ознакомление учащихся с главными сельскохозяйственными и физиологическими процессами, основными биологическими и экологическими понятиями;
- обеспечение тесной связи основ биологических наук с трудом, заготовка дидактического материала для применения на уроках.
- знакомство учащихся с основными видами культурных, лекарственных, местных дикорастущих растений.
Воспитательные:
- формирование у обучающихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению и улучшению, формирование у учащихся экологической культуры – уважение к законам природы, умение соотносить с ними свое поведение и хозяйственную деятельность;
- содействовать формированию эстетического вкуса;
- развитие интереса учащихся к профессиям, связанным с природой, сельским хозяйством, биологией и экологией, способствующих профессиональному самоопределению.
Развивающие:
- формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории;
-приобщение учащихся к самостоятельному труду, выработка пунктуальности, совершенствование практических и организаторских навыков;
-выработка умений и навыков, необходимых для работы с землей, привитие учащимся навыков выращивания и ухода за растениями.
Почвенно-климатические условия
Территория ПУ относится ко второй почвенно-климатической зоне, с умеренно жарким летом, расположена в зоне умеренного увлажнения, на первую половину вегетационного периода приходится около 200-210 мм осадков, что положительно сказывается на росте и развитии сельскохозяйственных культур. В первую декаду июня и последнюю декаду августа возможны заморозки. Амплитуда температур за период активной вегетации от 5 до 35 градусов, может достигать и 40 градусов. Безморозный период 125 дней. В целом природные условия благоприятны для выращивания всех культур, районированных в этой зоне.
Материальная база пришкольного участка
Перечень сельскохозяйственного инвентаря
№ Наименование Кол-во, шт.
1 Лопаты 15
2 Грабли 8
3 Вилы 2
4 Носилки 1
5 Секатор 5
6 Шланг 2
7 Мотыги 15
8 Ведра 10
9 Лейки 10
10 Рыхлители 3
Сельскохозяйственный инвентарь хранится в складском помещении учреждения образования. Для каждого вида инвентаря имеется собственное место – полки, ящики, ниши. За порядок в помещении отвечает завхоз.
Органические удобрения (перегной, компост, опилки (мульча), попел.
Для хранения выращенной продукции имеется овощехранилище.
Водоснабжение водопроводное.
Имеется металлическая емкость для запаса воды.
Участок огорожен со стороны улицы Пушкина железо-бетонной изгородью, со ст. ул. Ленинская – бетонной, со ст. ул. Комарова – индивидуальными застройками, а со стороны стадиона - деревянной изгородью.
Основные работы на пришкольном участке
Основными работами обучающихся на пришкольном участке являются: выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. Здесь организуются общественно полезный труд, трудовая практика учащихся и природоохранная работа.
На пришкольном участке сами учащиеся проводят все сезонные работы: подготовку почвы, посев, посадку рассады, уход за растениями в течение года, уборку и сбор семян. На пришкольном участке заготавливают живой и гербарный раздаточный материал для уроков биологии.
Важная задача работы учащихся – ознакомление в теории и на практике наиболее общими основами выращивания растений.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
Отдел плодово-ягодных культур
В этом отделе обучающиеся знакомятся с различными сортами плодово-ягодных культур, закрепляют знания теоретических основ по морфологии и биологическим особенностям отдельных видов яблонь, груш, слив, вишни, осваивают технологию их выращивания.
Цветочно-декоративный отдел
Цветочно-декоративный отдел служит для эстетического воспитания обучающихся и, в то же время, является очень удобным объектом для организации учебно-практических работ по сельскохозяйственному труду. Изучая цветочно-декоративные растения, обучающиеся знакомятся с различными цветочно-декоративными растениями, их морфологическими и биологическими особенностями, закрепляют знания по систематике, осваивают приемы озеленения территории, приобретают навыки по закладке цветников непрерывного цветения, оформлению клумб, правильно подбирать растения по цветовой гамме и другим особенностям.Цветочно-декоративный отдел включает в себя цветники, расположенные перед зданием школы, на переднем плане учебно-опытного участка, вдоль центральной дорожки и других территориях по периметру в разных отделах ПУ. Отдел представляет из себя коллекцию травянистых, однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений и кустарников:
А – астра, агератум
Б – бархатцы
В – василек
Г – гвоздика турецкая, георгины, гладиолусы
И – ирис
К – колокольчик синий,каны
Л – лилии
М – мальва
Н – настурция, ноготки
П – петуния гибридная, портулак
Р – ромашка крупно цветковая, роза декоративная
С – сальвия,
Х – хризантемы
Ц – циния
Отдел защищённого грунта
Теплица имеет площадь 0,021га, рассчитана на ранневесеннее и весеннее выращивание рассады овощных культур (помидор, перца, капусты) для нужд учреждения, а также реализуется населению.
Процесс возделывания сельскохозяйственных растений включает:
- обработку почвы для создания необходимых физических свойств, определяющих лучшие условия жизни растений, развития корневой системы, получения высокого урожая;
- улучшение химических свойств почвы, условия питания растений путем применения органических, минеральных удобрении;
- подбор лучшего сорта конкретной культуры, отвечающего местным условиям;
- рациональная уборка данной культуры с учетом назначения урожая и условий его последующего использования.
Календарный план работ на пришкольном участке
на 2022 - 2023 год.
Месяцы
|
Вид деятельности
|
Ответственные
|
Зимние работы на пришкольном участке
|
|
|
Январь
|
Проверить наличие и исправность рабочего инвентаря.
Ремонт сельхоз. инвентаря (тяпок, лопат, граблей и т.д.)
Приобретение недостающего инвентаря
|
Заведующий ПУ
Завхоз
|
Февраль
|
Составление плана работы на ПУ. Приобретение семян овощей и цветочных культур
Посадка рассад
|
Заведующий ПУ
с привлечением учителей,
завхоз,
учащиеся.
|
Весенние работы на пришкольном участке
|
|
|
Март
|
Подготовка земли, приготовление земляных смесей для высадки семян
Посев семян овощей по сортам в рассадные ящики
|
Заведующий ПУ, учителя трудового обучения,
учащиеся.
|
Апрель - май
|
Посев семян цветов в рассадные ящики (астра, агератум, петуния).
Составление графика практики.
Обработка почвы: вспашка(культивация) земли на ПУ.
Вскапывание, разбивка грядок.
Посадка полевых культур.
Посадка моркови, фасоли, свёклы, картофеля, лука.
Вскапывание земли цветочно-декоративного отдела
Высадка семян цветочно-декоративных культур в грунт.
Высадка клубней георгин, канов в грунт
|
Заведующий ПУ, учителя, воспитатели, учащиеся
Завхоз
Заведующий ПУ, учителя трудового обучения,
учащиеся.
|
Летние работы на пришкольном участке
|
|
|
Июнь
|
Посадка в грунт рассады.
Реализация излишков.
Высадка цветочной рассады на клумбы. Реализация излишков.
Прореживание, прополка и рыхление почвы на грядках.
|
Ответственный за практику, учащиеся
|
Июль
|
Полив, прополка сорняков, прореживание свеклы, моркови, рыхление почвы на грядках.
Обработка картофеля
Борьба с вредителями
|
Заведующий ПУ, учителя, воспитатели
|
Август
|
Полив, прополка.
Уборка и учет урожая овощных культур
|
Завхоз, заведующий ПУ, учителя, воспитатели
|
Осенние работы на пришкольном участке
|
|
|
Сентябрь
|
Уборка и учет урожая овощных культур (свеклы, моркови, картофеля).
Сушка и заготовка семян моркови, свеклы, лука, цветов.
Закладка на хранение овощей
Подведение итогов по опытам
Реализация излишков овощей
|
Завхоз, заведующий ПУ, учителя, воспитатели, учащиеся
|
Октябрь
|
Уборка урожая
Уборка растительных остатков с грядок.
Внесение навоза.
Вспашка земли (если год не дождливый)
Подведение итогов работы ПУ за год.
|
Завхоз, заведующий ПУ, учителя, воспитатели, учащиеся
|